четверг, 11 марта 2021 г.

«Психология детей и безопасность дорожного движения»

 


Недопустимо большое число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), требует повышенного внимания к вопросам обеспечения их безопасности в дорожном движении. Как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, особенно в городах, бывают слишком трудны для ребенка с учетом его психологического развития. Большая, чем у взрослых, уязвимость детей в дорожном движении объясняется в значительной степени их психологическими особенностями.

Ребенок- это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Обзор окружающей обстановки у ребенка ограничен из-за его небольшого роста, да и он сам может не виден водителям за стоящими и двигающимися транспортными средствами, что также увеличивает риск вовлечения в ДТП. Ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов.

Другая негативная особенность психофизического развития детей - трудность идентификации звуков. Даже имеющий хороший слух ребенок не всегда может различить звук работающего двигателя, на каком расстоянии находится автомобиль.

Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить из множества элементов дорожно-транспортной ситуации в лучшем случае не более двух-трех.

Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Последние, например, подходя к тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю дороги, начинают наблюдения. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает.

На детей сильно воздействуют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса они забывают о движущихся автомобилях и об опасности, которой подвергаются.

Необходимо помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что находится за ним, формируется незаметно еще в раннем возрасте. Играя, ребенок часто выбегает из-за углов, дверей, мебели-возникает опасный отрицательный навык, с которым маленький пешеход включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок перебегает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но такие действия не воспринимаются ребенком как ошибка, неправильный навык закрепляется и в дальнейшем будет повторятся, если на это не обратит внимание взрослый.

У детей очень распространено мнение о гарантированной безопасности при пересечении дороги по «зебре» или о необходимости быстрого перехода дороги.

Известно, что дети любят подражать взрослым. Взрослый- эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или пойти на красный сигнал светофора – и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое.

Детский дорожно-транспортный травматизм – это беда, часто горе, но ни в коем случае не стихия, и средства для предупреждения детского травматизма есть, испытанные и эффективные.

Рекомендации для предупреждения детского травматизма:



1.      Обучение и подготовку детей к самостоятельному участию в дорожном движении начинать в дошкольном возрасте. Уже 3-х летний ребенок хорошо ходит и может наблюдать окружающую обстановку. Чтобы привлечь внимание ребенка к безопасности движения, нужно вызвать его интерес к этому вопросу. Дети рано начинают интересоваться автомобилями, запоминают названия марок, имеют игрушки-автомобили – все это надо использовать при обучении.

2.      Правила движения детям необходимо объяснять на доступном и понятном языке.

3.      Следует помнить основные элементы обеспечения безопасности детей дошкольного возраста:

·         Систематический надзор;

·         Обучение навыкам поведения на улице и личный пример родителей и других взрослых;

·         При объяснении правил поведения на дороге не стоит концентрировать внимание детей на ужасах, несчастных случаях: они должны понимать опасность, но не бояться, иначе чувство страха парализует ребенка.

Прежде, чем спросить малыша знает ли он правила дорожного движения, задайте этот вопрос себе, помня, что дети в первую очередь учатся у своих родителей, подражают им. Чтобы быть ребенку надежной защитой, необходимо внимательно наблюдать за каждым его движение. Собираясь переходить улицу, выходить из транспорта надо крепко держать ребенка не за одежду, рукав, а только за руку. Первым из транспорта должен выходить взрослый.

Чему же родителям надо научить своих детей:

·         Переходить улицу под прямым углом там и тогда, где и когда это разрешено;

·         Идти по улице шагом, а не бежать, не спешить;

·         Уступать дорогу транспорту, не стараться перебежать улицу перед приближающейся машиной;

·         Ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, а там где нет тротуаров,- по левому краю дороги (обочине), т.е. навстречу движению транспорта;

·         Понимать опасность игр и шалостей на дороге, иметь правильное представление о героизме, храбрости, мужестве;

·         Пользоваться общественным транспортом.

Источник: "Справочник педагога-психолога" 5,2013


Комментариев нет :

Отправить комментарий