Недопустимо большое число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), требует повышенного внимания к вопросам обеспечения их безопасности в дорожном движении. Как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, особенно в городах, бывают слишком трудны для ребенка с учетом его психологического развития. Большая, чем у взрослых, уязвимость детей в дорожном движении объясняется в значительной степени их психологическими особенностями.
Ребенок-
это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно
воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать
возникающие опасности. Обзор окружающей обстановки у ребенка ограничен из-за
его небольшого роста, да и он сам может не виден водителям за стоящими и
двигающимися транспортными средствами, что также увеличивает риск вовлечения в
ДТП. Ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов.
Другая
негативная особенность психофизического развития детей - трудность
идентификации звуков. Даже имеющий хороший слух ребенок не всегда может
различить звук работающего двигателя, на каком расстоянии находится автомобиль.
Интеллектуальные
функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются
постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить из
множества элементов дорожно-транспортной ситуации в лучшем случае не более
двух-трех.
Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Последние, например, подходя к тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю дороги, начинают наблюдения. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает.
На
детей сильно воздействуют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или
интереса они забывают о движущихся автомобилях и об опасности, которой подвергаются.
Необходимо
помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев,
что находится за ним, формируется незаметно еще в раннем возрасте. Играя,
ребенок часто выбегает из-за углов, дверей, мебели-возникает опасный
отрицательный навык, с которым маленький пешеход включается в самостоятельную
жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок перебегает
улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но такие действия не воспринимаются
ребенком как ошибка, неправильный навык закрепляется и в дальнейшем будет
повторятся, если на это не обратит внимание взрослый.
У
детей очень распространено мнение о гарантированной безопасности при
пересечении дороги по «зебре» или о необходимости быстрого перехода дороги.
Известно,
что дети любят подражать взрослым. Взрослый- эталон поведения для ребенка, и
особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его
глазах перебежать дорогу или пойти на красный сигнал светофора – и при первом
же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое.
Детский
дорожно-транспортный травматизм – это беда, часто горе, но ни в коем случае не
стихия, и средства для предупреждения детского травматизма есть, испытанные и
эффективные.
Рекомендации для предупреждения детского травматизма:
1. Обучение
и подготовку детей к самостоятельному участию в дорожном движении начинать в
дошкольном возрасте. Уже 3-х летний ребенок хорошо ходит и может наблюдать
окружающую обстановку. Чтобы привлечь внимание ребенка к безопасности движения,
нужно вызвать его интерес к этому вопросу. Дети рано начинают интересоваться
автомобилями, запоминают названия марок, имеют игрушки-автомобили – все это
надо использовать при обучении.
2. Правила
движения детям необходимо объяснять на доступном и понятном языке.
3. Следует
помнить основные элементы обеспечения безопасности детей дошкольного возраста:
·
Систематический надзор;
·
Обучение навыкам поведения на улице
и личный пример родителей и других взрослых;
·
При объяснении правил поведения на
дороге не стоит концентрировать внимание детей на ужасах, несчастных случаях:
они должны понимать опасность, но не бояться, иначе чувство страха парализует
ребенка.
Прежде,
чем спросить малыша знает ли он правила дорожного движения, задайте этот вопрос
себе, помня, что дети в первую очередь учатся у своих родителей, подражают им.
Чтобы быть ребенку надежной защитой, необходимо внимательно наблюдать за каждым
его движение. Собираясь переходить улицу, выходить из транспорта надо крепко
держать ребенка не за одежду, рукав, а только за руку. Первым из транспорта
должен выходить взрослый.
Чему
же родителям надо научить своих детей:
·
Переходить улицу под прямым углом
там и тогда, где и когда это разрешено;
·
Идти по улице шагом, а не бежать,
не спешить;
·
Уступать дорогу транспорту, не
стараться перебежать улицу перед приближающейся машиной;
·
Ходить по тротуару, придерживаясь
правой стороны, а там где нет тротуаров,- по левому краю дороги (обочине), т.е.
навстречу движению транспорта;
·
Понимать опасность игр и шалостей
на дороге, иметь правильное представление о героизме, храбрости, мужестве;
·
Пользоваться общественным
транспортом.
Источник: "Справочник педагога-психолога" 5,2013
Комментариев нет :
Отправить комментарий